| Часть 3
-
Коляда
- Детство Коляды
- Коляда и Радуница
- Радогост
- Коляда побеждает
Черногора
- Коляда освобождает
Дажьбога
- Дажьбог и Марена
- Дажьбог и Жива
- Ярила и Кащей
- Сива
- Сива и Ярила
- Свита Ярилы и
Велеса
- Лесные и водные
жители
- Домовые духи
- Волшебные народы
Внуки Дажьбога
1. Коляда
-
Майя Златогорка и
Дажьбог родили бога Коляду, подобно
тому, как много тысяч лет назад, в прошлых
своих нисхождениях на Землю, Злата Майя
и Вышню родили Крышня. Также Майя и
Дажьбог родили брата Коляды - бога
Овсеня. Как два сокола летели. Овсень
и Коляда! Там лето - здесь зима! Как
они летели - все люди глядели. Как
они садились - все люди дивились. Как
они вспорхнули - все люди
вздохнули... Рождение Коляды и Овсеня
приветствовали все небесные боги и все
жители Земли. Услышал об этом и сам
Сварог. Он послал с небес Огнебога
Семаргла, дабы тот поклонился Коляде.
Семаргл сошел с небосвода, прилетел
к Сарачинской горе, и увидел, что в
глубокой пещере укрывается Златогорка,
которая держит на руках младенца Коляду
с книгой Вед в руках. Майя и Коляда
хотели пить, поэтому Семаргл ударил
золотой секирой по Сарачинской горе.
Из-за этого гора озолотилась и в ней
раскрылась златая крыница. Из этой
крыницы истекла живая вода - и ту воду
стали пить Златогорка, младенец Коляда,
и сама книга Вед. Тут к горе съехались
от сорока народов волхвы-колежане. Они
видели, как Семаргл сошел с небосвода,
видели младенца Божича и книгу Вед, и
они также припали к источнику живой
воды. Коляда пришел в мир, чтобы вновь
дать людям ведическое знание, которое
уже давал Крышень, но которое они не
уберегли. Потому, когда настал Вечер
Дня Сварога, Всевышний воплотился на
Земле богом Колядою. И настала эра
Коляды. Коляда явился как карающий
лик Всевышнего. И явился он уже не у
Алатырской горы, а у горы Сарачинской.
Он явился, чтобы покарать демонов и
принести Свет Ведического Знания. И
Книга Вед стала учить царей и волхвов,
собравшихся вокруг Сарачинской горы:
- В молодого Бога уверуйте! В Коляду
- Всевышнего Крышня! Он сошел с небес
Он пройдет по земле И учить будет Вере
Вед! И тогда цари и волхвы подносили
Коляде дары -золото и серебро. Они
зажигали свечи, пили медовую Сурью и
славили Коляду: «Коляда наш Коляда!
Коляда Святой! Святой Величайший!
Великий - Пречистый! Пречистый и Божий!
И Божий Родитель!»
2. Детство
Коляды
-
Узнал о рождении
Коляды Черный бог. Он очень огорчился,
ибо ему были предсказаны большие
неприятности от сына Дажьбога. Он сделал
так, что Дажьбог потерял магическое
кольцо и лишился сил. И Черный бог
остудил сердце Дажьбога, заточил его
во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как
и было предначертано, ибо она вернулась
из царства смерти лишь для того, чтобы
родить бога Коляду. Потому она отправила
Коляду в корзине по водам Смородины в
Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице. Хорс
поднялся рано-ранешенько и пошел ко
речке Смородине, дабы омыться чистой
водою и помолиться Всевышнему. И нашел
Хорс у берега корзину, сиявшую небесным
светом. Не было в той корзине ни золота,
ни серебра, а был в ней златовласый
ребенок. И вот радость на небе и на
земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии
его вновь нашли волхвы-колежане. Они
пришли ведомые путеводной Звездой.
Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий
колежанам открыл Небесный Олень. И они
вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю
и Дажьбога. Потому и ныне во время
празднования Коляды колядовщики,
подобно волхвам, следовавшим за Звездою,
ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя
его, поют: Мы ходили, мы искали Коляду
святого На небе и на земле.. А нашли
его в светлом Ирии! Как во первом
тереме - Красно Солнышко, Во втором
тереме - часты звездочки, В третьем
тереме - ясная Заря. Колежане увидели,
что младенец Коляда на руках у
Зари-Зареницы. Рядом на серебряной
скамеечке - Хорс. У Хорса -золотая борода
и усы. У Зари-Зареницы - кудри русые,
рассыпающиеся серебром по ее плечам. Хорс
и Заря усадили колежан за стол. На богато
убранном столе колежане увидели три
кубка - первый с медом Сурьей, второй -
с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью
пил из кубка Хорс, Хому -Заря-Зареница,
а Абриту - Коляда. В тереме у Хорса
было три окна. В одно вошло Красно
Солнце, во второе - светлый Месяц, а в
третье частый Дождик. Стали гости
спорить - кто из них важнее. Солнце
сказало, что оно всех выше, так как оно
освещает горы, долины и моря. Месяц
сказал, что он - важнее, так как светит
ночью, когда ничего не видно. А Дождь
сказал, что он - важнее, ибо он окропляет
жито и пашни, и потому растет хлеб, и
огнищане варят пиво. - Нет, над всеми
вами - Великий Бог! Коляда - сын Выш-
ня-Дажьбога! - возразили колежание. -
Скажет Солнцу: «Свети!» Светит Солнце.
Скажет Месяцу - тот сияет. Скажет Дождику:
«Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась
рожь и пшеница!» И пойдет с небес
благодатный дождь! Будь прославлен Бог
Коляда! А в это время в Темном Царстве
лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех
демонов-дасуней, чтобы обдумать - как
погубить им молодого бога Коляду. И
тогда Кащей сказал старухе Путане: -
Обернись молодою девой, лети в Ирий и
изведи молодого Коляду! Его кости пусть
станут прахом, пусть развеет их черный
ветер! Ведьма Путана разлютовалась,
она слила вино в золотую чашу и подмешала
в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала
с чашей на трапезе. - Я пришла, принесла
вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он
выпьет вино из чаши. - Коляда, наш бог,
молоденек! - ответили ей колежане. - Пить
вино ему рановато. Грудь в вино обмакни,
Путана. Дай-ка грудь молодому богу!
Путана обмакнула грудь в вино, взяла
на руки Коляду, и поднесла ему грудь с
отравой. Коляда приложился к груди
Путаны, высосал все молоко, и вместе с
ядом - жизнь Путаны. Путана тут обернулась
старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв
клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя
страшное тело ведьмы. Ее зубы - черные
камни, ее ноздри - в скалах пещеры, ее
груди - холмы, а волосья - кусты, ее
бедра - два горных кряжа, ее руки -
мосты над бездной, а живот - иссохшее
море. Тут Заря подхватила Коляду, а
Хорс низверг Путану на землю. И
содрогнулось царство Кащея. Тогда
Кащей послал в Ирий демона Босоркуна,
обратившегося в Черного Аиста. Был тот
Аист огромен, своими крыльями он закрыл
весь свет. Налетел Аист на Коляду и
проглотил его. Но почувствовав жженье
в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал
заклевать. Но Коляда схватил Аиста за
клюв и разорвал, так легко будто ребенок
рвет травинку. Узнав о гибели Аиста,
еще больше разлютовался Кащей. Он послал
в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и
разинул пасть. По земле он влачил
одною губой, обликов касался второю. Его
челюсти - словно ущелья, зубы - будто
вершины гор. Дракон сразу проглотил
всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда
оказался в драконьей пасти - сразу стал
расти. Он поднялся выше гор и облаков.
Стал душить Дракона, и в конце- концов
разорвал его на части.
3. Коляда и
Радуница
-
Как Крышень много
тысяч лет назад встретил дочь Солнца
Ра - Раду, так и Коляда встретил дочь
Хорса, внучку Ра - Радуницу Хорсовну.
- Радуница, сладкая дева! - воскликнул
Коляда. -Ты пригожей Красного Солнца,
и светлее ясного Месяца! Радунице
Коляда тоже приглянулся. И она сказала
ему, что Хорс отдаст ее замуж за того,
кто выиграет состязание: кто первым
обскачет вокруг моря, тот и получит в
жены его дочь Радуницу. Коляда решил
участвовать в состязании, ибо быстрее
его Златогривого коня не было никого
в целом свете. Узнал о скачках и Кащей,
и тоже явился из Темного царства. Как
поднялось Красное Солнце, всадники
поскакали вдоль берега моря. Но как ни
погонял Кащей своего коня, Коляда был
впереди. - Ай же ты, младой Коляда! -
крикнул Кащей. - Что же ты коня не жалеешь
- он такой не выдержит скачки! Коляда
осадил коня - и Кащей вырвался вперед,
но затем вновь Златогривый обогнал
его. И вновь Кащей крикнул Коляде, что6ы
он дал передохнуть коню. - Ты, Кащей,
меня не обманешь! - ответил Коляда. -
Конь мой скачет и гривой машет! Может
мой Златогривый конь всю Вселенную
обскакать! Так Коляда прискакал
первым. -Мудрено ли конями мериться?
- возмутился Кащей. - Лучше мы померяем
силушку! Кто кого в борьбе пересилит,
тот и замуж возьмет девицу! Стали
биться они на мечах, обломались у них
клинки. - Пусть рассудит нас Радуница,
- предложил Кащей, - пусть она обломок
клинка даст тому, кто более ей люб. И
Радуница дала обломок клинка Коляде,
и вскоре они сыграли свадьбу. А потом
отправились в Ирий к Хорсу и Заре-Заренице.
Через высокие горы Коляду и Радуницу
перенесла на своих крыльях птица Гамаюн.
И родился у Коляды и Радуницы сын -
бог Радогост.
4. Радогост
-
В земле лютичей, в
западно-славянских, венедских землях
высшим богом почитали Радогоста.
Радогосту были посвящены самые богатые
храмы венедов в священном городе Ретра.
Радогост, по «Книге Коляды», - сын
бога Коляды и Радуницы. А Коляда - сын
Дажьбога и Майи Златогорки. Дажьбог -
нисхождение Вышня. То есть Радогост -
это третье нисхождение Вышня. Когда
Радогост родился - он взревел словно
лев. От его рыка сотряслись и Небо, и
Земля. И в самом деле у Радогоста была
львиная голова. Это говорило о том, что
он - суть карающий лик Всевышнего. На
свет Радогост явился в полном вооружении.
В руке он держал щит, а на щите нес голову
буйвола, представляющую бога Белеса.
В другой руке он держал молот Сварога,
на голове его сидела Уточка, явившаяся
в начале миротворения. Радогост
пришел в мир, дабы покарать всех демонов
и грешников. От ухода в Навь, Радогост
стал загробным судией, который судит
людские души и карает грешников. В Лютую
эпоху власть Радогоста велика. Но жрецы
храма Ретры напрасно отождествили
Радогоста со Всевышним, ибо Радогост
являет миру только один из ликов Бога,
а именно загробный лик. Здесь пред
Вием сам Радогост сидит - Он в деснице
скипетр держит и умершие души судит. И
в просторном зале дворца - души ждут
его приговора.
5. Коляда
побеждает Черногора
-
Коляда вместе с
братом Овсенем ходил от города до
города, от села к селу и читал «Звездную
книгу». У Коляды были волшебные сапожки.
Коляда поднимался выше леса стоячего,
ниже облака проходящего. И вдруг увидел
Коляда, что на поле нагнала черная сила.
А вел ту силушку сам Кощей Бессмертный.
Спустился Коляда и спросил: - К чему
скопилось столько черной силы? И
Кощей ему ответил, что его войско идет
покорять Сваргу. Тогда Коляда собрал
небесное войско и, вместе со Сварожичами
пошел войной на Кощея. Силу били они,
как косили траву. И побили силу
неверную. И Кощей бежал от Сварожичей за
Хвангурские горы высокие.
6. Коляда
освобождает Дажьбога
-
Как-то раз Коляда
ходил по берегу моря. А по морю плавала
белая лебедь. Она пропела Коляде: -
Ты послушай меня, Коляда! Далеко-далеко
на Севере в льды закован стоит корабль.
Эти льды Кащей сотворил, путь по морюшку
затворил. И на том корабле замороженном
спит Дажьбог мертвым сном вот уж триста
лет. Только услышал о том Коляда -
снарядил летучий корабль. Хорошо его
изукрасил и построил на корабле три
храма. Первый храм - Перуна великого, а
второй - Семаргла Сварожича, ну а третий
храм Коляды. Полетел Коляда на том
корабле над морями и океанами. То
не просто летучий корабль расправлял
могучие крылья - это Звездная книга
Вед разворачивала страницы! Вот
прилетел он к Белому морю, подул на
великие льды и растопил их. Освободился
корабль Дажьбога и поплыл, подгоняемый
попутным ветром. Вернулись Коляда и
Дажьбог из Белого моря в море Черное.
Но тут из-за Хвангурских гор заметил
те корабли Кащей. Он послал своих слуг
потопить корабли Дажьбога и Коляды.
Однако все слуги Кощея в страхе
разбежались. А Коляда натянул
разрывчатый лук и пустил колену стрелу
во Хвангурскую гору. Ударила стрела в
гору Хвангурскую и сотряслося царство
Кащея. Тогда Кащей обернулся Пятиглавым
Драконом и полетел к Коляде. А Коляда
сказал ему: - Ты лети ко мне,
Чернобог-Кащей! Ты лети Пятиглавым
Змеем! Мне пора подняться к Всевышнему!
Я тебя, Дракон, оседлаю! Коляда покорил
Пятиглавого Змея, посадил его на цепь,
потом оседлал и полетел к трону
Всевышнего. Коляда прошел по Пути Крышня
и Вышня. Путь в Сваргу, к Ирийским садам
прокладывал брат Коляды - Овсень.
Овсень-Таусень мостил мосток, не
простой мосточек с перилами - звездный
мост меж Явью и Навью. Будут ездить
три Вышня средь звезд по мосту. Первым
- Крышень-бог, а вторым - Коляда, Третьим
будет - Бус Белояр.
7. Дажьбог
и Марена
-
После гибели жены
- Златогорки Дажьбог стал одиноким.
Майя Златогорка ушла в Навь. Там дух ее
слился с духом богини Смерти - Марены.
Не потому ли Марене так приглянулся
Дажьбог, что она решила его приворожить.
Марена закляла сына Перуна и поселила
в его сердце любовную тоску. В то
время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог
так распалился страстью, что решил
отбить у соперника прелестницу. Однако
Марена не собиралась становиться женой
Дажьбога. Замуж она хотела только за
Кащея, ибо он был знатного рода - шутка
ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук
самого Черного Змея. А Тарх Дажьбог
всего-то сын русалки. Когда Тарх стал
слишком уж ее донимать, она предложила
ему выпить заговоренный мед. Только
Дажьбог его выпил, у него на голове
заветвились рога - и Дажьбог обратился
в Златорогого Оленя. Об этом событии
люди вспоминают в середине лета, в день
Медового Спаса. Не стучит, не гремит
копытами, А каленой стрелою летит
Олень! У Оленя копыта серебряные, У
Оленя рога - красна золота! - Ты куда
летишь, молодой Олень? - Я бегу, я лечу
ко речной воде... Нужно в воду Оленю
копытом ступить, Тем копытом серебряным
воду студить? Вновь обратила Марена
Златорогого Оленя в Тарха Дажь- бога
только после того, как Перун пригрозил
испепелить ее молнией. Не смогла устоять
перед влюбленным Дажьбогом Марена и
вышла за него замуж. Но после свадьбы
Марену похитил у Дажьбога оскорбленный
соперник Кащей. Дажьбог пустился в
погоню за похитителем, но Марена и Кащей
всякий раз обманывали его - сбрасывали
в Пекло, обращали в Камень, и в конце
концов распяли на Алатырской горе. И
от того все более лютыми делались
морозы, и землю заметала пурга. Дажьбога
каждый раз выручали друзья - конь
Кологрива, отец Перун, богиня весны
Жива. И тогда Дажьбог, дабы победить
Кащея-Чернобога, добыл Золотое Яйцо. В
нем, по преданию, была заключена Смерть
Кащея. Но в этом Яйце, явившемся при
сотворении Мира, была не только Смерть
Кащея, но и Гибель Вселенной. После того
как Дажьбог расколол Золотое Яйцо,
пришло время освободить мир от скверны,
очистить его в огне и водах. Расколов
Яйцо, Дожьбог порушил целостность
Вселенной, ибо это Яйцо и есть Вселенная,
и есть Род. В нем - и сам Дажьбог, и Кащей.
Со смертью Кащея и Мары Явь восторжествовала
над Навью. Но в Прави нарушилось
равновесие Яви и Нави. Ибо без Смерти
нет и Жизни. Для возвращения Мира на
путь Прави, для возвращения Смерти, Род
- Родитель Вселенной наслал на Землю
огонь и воды.
8. Дажьбог
и Жива
-
Дажьбог и Жива
возродили мир после Потопа. После
преображения Мира изменился и сам
Дажьбог. Все, что связывало Дажьбога с
миром дольним, исчезло вместе с самим
миром. Его дух слился с Духом Вышня. И
Дажьбог стал неотличим от Всевышнего.
«Отделил Дажьбог Явь от Нави. Стал он
Богом Правя и Яви". Лада соединила
браком Дажьбога и Живу, в коей возродилась
Злата Майя, Великая Мать Мира. Как на
горушке крутой поднялся высокий
дуб, У него-то корни булатные, его
веточки - все хрустальные, его желуди
позлаченые, ну а маковка - вся
жемчужная На ветвях его птицы песнь
поют, в серединушке - пчелы гнезда
вьют. Как под тем высоким дубом Жива
и Дажьбог сидят, Жива и Дажьбог сидят
- разговаривают... Весною, в день
Дажьбога, люди радовались, что Дажьбог
отверг Марену и обручился с Живой. Это
означало конец Зимы, начало Весны и
Лета. В это время в ведических храмах
и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет Он нашим
покровителем л заступником от Коляды
и до Коляды! И покровителем плодов на
полях. Он траву дает скоту нашему во
все дни. И коровы умножаются, и умножаются
зерна в житницах. И меду Он не дает
отвердеть. Он бог Света. Славьте
Сварожича, отрекающегося от Зимы и
текущего к Лету. И Ему мы славу поем на
полях, поскольку Он -Отец наш».
9. Ярила и
Кащей
-
Велес сообщил Диве,
что ее супруг Перун ей изменяет. А об
этом знал уже весь свет. Потом Велес
обратился в цветок ландыша. А когда
Дива его сорвала и вдохнула аромат, она
зачала от Велеса весеннего бога Ярилу.
Родился Ярила, плод любви бога Велеса
и Дивы. Как и отец, он стал земледельцем,
как мать - воином. Весною бог Ярила
пашет землю, сеет яровые. Пашет пахарь
в поле - понукивает, и соха у него
поскрипывает, и по камешкам лемех
почиркивает. пни и корни пахарь
вывертывает, а каменья в бороздочки
валит... У ратая кудри качаются, скатным
жемчугом рассыпаются У ратая глаза
ясна сокола, брови у него черна
соболя.. Ярила - противник греческого
земледельческого бога - Кащея Трипетовича.
Кащей, он же греческий бог земледелия
Триптолем, хеттский Телепинус. На что
Кащей ни взглянет - все вянет. Он на
птиц посмотрел - птицы смолкли в
лесах, Над травой пролетел - и засохла
трава. На скотину взглянул - повалилась
скотина, на деревья - засохли
деревья. Как-то раз Кащей неожиданно
напал на Ярилу и обратил его в Зайца.
Потому Ярила был вынужден бежать от
преследования Кащеем-Триптолемом в
Навь. Но затем Велес пришел сыну на
помощь: Кащей был заточен в пещере, а
Заяц был вновь обращен в бога Ярилу. Потом
богу Ярило пришлось столкнуться с самим
богом Сивою.
10. Сива
-
Бог Сива вместе с
Живою летал над полями и разбрызгивал
сурную, живую воду, чтобы был хороший
урожай. Но случилось так, что люди
перестали приносить ему жертвы, и тогда
весьма рассердился суровый бог Сивыч. Не
коня седлал грозным Сива - оседлал он
Змея крылатого, и на лютом Смоке
летел, нес в руке золотую гривну, а
в другой - золоченный череп. Пустил
Сива лютого Смока на посевы. И пожег
Смок посевы, а Сива напустил на скотину
мор. И взмолились люди Всевышнему:
«Боже, наш Боже, за что эта кара? За что
Сивый бог это нам учинил? » И услышали
они с небес ответ: «Эту кару не Сива вам
учинил, а лютый, суровый Сивыч!». А
богиня Дурга и девять вил, ее подруг,
увидев то, что сотворил Сива, принесли
ему жертвы и сказали: «Людям разум
смутил Кащей! Потому оставлены храмы,
потому и жертв не приносят!». И тогда
бог Сива полетел к горе Хвангуру, к
замку Кащееву. И стал он бить Черного
бога своим жезлом. И слетел Чернобог
со Хвангура, и тогда уселся на Хвангуре
сам Сива.
| |