Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен.
Куклы использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.
У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания. Кукла «Кузьма и Демьян» отражает космогоническое представление славян о «близнечном» мифе, имеющем место во многих индоевропейских космогонических системах (иначе Белобог и Чернобог). Аналогично кукла «День и ночь». А кукла «пеленашка» - древнейшая модель 7 или 9 Небес.
Спиральность мира, его развития символизирует полоска ткани, свернутая как спираль «скрутка». Интересно, что рушники, половики, свитки хранятся в скрученном виде. Пеленание ребенка. В этом находят свое отражение представления о структуре тонких тел человека, ДНК, демонстрируется спиральность многих явлений в окружающем мире. А если вспомнить пеленание новорожденного ребенка, которое сразу же наполняется не только разумностью действий, но и мифологической символикой.
В таких примерах прослеживается многослойность традиционной культуры. Иначе говоря, дублирование знаний о мире (жизненно необходимых) в разных формах.
Архаическое сознание – неразделенное по сути, магическое, легкое общение со своим подсознанием. Рукоделие – в архаическом сознании - творение мира. Из хаоса получается упорядоченное (социализированное) пространство.
По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Целые куски изношенной одежды использовали для изготовления кукол. Считается, что ношенная ткань несет в себе часть жизненной силы человека ее носившего. Сам процесс изготовления текстильной куклы символизирует выделение предмета из мира природы. Изношенные вещи рвали на аккуратные полосы, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придает изделию целостность. Края не обработаны – подчеркивается связь с хаосом.
Куклу легко изготовить, но легко и разобрать на тряпочки (человек приходит в этот мир и уходит из него легко и на время).
Кукла – в мифологическом сознании магический предмет, посредник общения между человеком и иным миром.
Особенности текстильной куклы:
- Выполняется скручиванием полосок ткани: русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое.
- натуральные материалы: лен, куделя, палочки лесных деревьев (фен-шуй), солома, лыко, трава, березовое полено
- куски своей ношеной (счастливой) одежды;
- делается без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная»; все составные части крепятся нитками, поясками.
- легко делается – легко разбирается; священен сам предмет, когда наполнен символикой.
- безликость, чтобы не вселился дух иного мира. Безликость — это следы древней «оберёжной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.
«нет лица – чтобы не увидела, нет рук – чтобы не схватила, нет ног – чтобы не догнала».
- соизмеримость руке изготовителя (в ладонь и в локоть) (соответствие именно этому человеку),
- используются ткани трех цветов – белого, красного и черного.
Обрядовые куклы выполняются из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносятся главным образом из леса: ветка дерева, лоза, трава, цветы, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания славянина-предка. Вспомните: ведь в волшебных сказках герои обязательно попадают в лес. Именно там, в лесу они проходят испытания чести, выдержки, отваги и сообразительности. Именно там живет Баба-яга, которая сначала соответственно проверяет героя, а только потом помогает: дает ему в руки путеводный клубок и снабжает мудрыми советами.
Поэтому основа кукол-оберегов – лесные деревянные колышки. Березовое полено издревле являлась собой символ мужской силы. Куклы, сделанные на основе березового полешка являются оберегом семейного счастья. Они укрепляют мужское начало семьи, заботятся о процветании и благосостоянии семьи. Осина всегда считалась опасной для злых духов. Поэтому куколки, сделанные на основе осиного полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. [/float]
![](http://i002.radikal.ru/1102/61/c7800534cf8e.jpg)
Вепсская кукла
Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая».
До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.
Кукла "Десятиручка"
Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток
Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.
Кукла "Отдарок на подарок"
Куколка отдарок-на-подарок - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет.
Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное.
Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят
Кукла "Желанница"
Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни "
Кукла «Богатство, плодородие»
Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.
Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому.
По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.
Кукла "Кубышка-травница"
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.
Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.
Кукла "Коза"
В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была "Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла "Коза"’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Спиридон-Солнцеворот
Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона — это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.
В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.
Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.
«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясовиц».
Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.
В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея.
"Толстушка-Костромушка" Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играй". Кукла должна демонстироваль сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна. Толстушка-Костромушка (Женская суть) - задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.
"Простоволоска"
Каждая девочка хотела быстрее сделать куклу, на которой могла показывать знание костюма и рукоделия, дабы не засидеться – заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят, какую девушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя. В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла – «Простоволосая». Вторая – «Кукла с косой». Третья – «Молодуха». Четвертая– «Кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
"Детская утешница"
Эта Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез: До поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали…Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы. Кукла была хороша: высокая, статная, богато наряженная, с сережками и украшениями из малюсеньких конфет…Восхищению ребенка не было предела… Родители угощали его конфетами, а фантики на кукле оставляли (в них позже снова заворачивали конфеты). Незаметно Утешницу прятали на прежнее место, чтобы ребенок забыл о ней. При необходимости все действия повторялись.
"Берегиня дома"
Берегиня дома бытовала в Калужской области, ее делали, как и всех кукол из остатков ткани от ношеной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей. В южных областях русские и украинские хаты украшаются не только коньками (часто парными), но и резным изображением женской фигуры иногда в сопровождении птиц.
|